Скороходова Татьяна Григорьевна

 Скороходова Татьяна Григорьевна.

Доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор (1971 г.р.).
 

Краткая биография. Окончила фортепианное отделение Пензенского музыкального училища, затем с отличием исторический факультет Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского в 1997 г. В 1997–2000 г. обучалась в аспирантуре на кафедре Новой и Новейшей истории ПГПУ. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Проблема предоставления Индии независимости в политике лейбористского правительства 1945-1951 гг.". 24 сентября 2009 г. защитила докторскую диссертацию «Бенгальское Возрождение: историко-философский анализ» по специальностям 09.00.03 – история философии и 09.00.11 – социальная философия в Санкт-Петербургском государственном университете.

Общий стаж: 26 лет

Научно-педагогический стаж: 21 год

Преподаваемые дисциплины: «Социальная экология», «Современные теории социального благополучия», «Социальная политика», «Арт-терапия в социальной работе»,«История социальной работы», «Конфликтология», «Современные глобализационные теории и процессы», «Этносоциология», «Социология социальной сферы», «Социальные взаимодействия глобального уровня», «Социологические проблемы изучения общественного мнения», «Методология социального познания», «Современные проблемы социальных наук», «Теоретико-методологические аспекты социальной политики и социальной работы».


Сфера научных интересов: Сфера научных интересов: проблема Восток – Запад; история и философия Индии Нового и Новейшего времени; история и философия Бенгальского Возрождения; теория и практика социального реформаторства; вопросы взаимодействия народов и культур, применение музыкотерапии в социальной реабилитации. 

Автор 6 монографий и ряда статей по философии, истории социальной мысли и практике социального реформаторства в Бенгалии XIX в. Участник Всероссийских и Международных конференций востоковедного профиля.
Автор свыше 170 научных работ и 7 учебно-методических пособий.

Сведения о повышении квалификации:

1. «Активные формы и методы в гражданском образовании» при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Министерство образования РФ) (2001).
2. Cтажировка по направлению «Социология международных отношений» в Институте мировой экономики и международных отношений РАН (г. Москва), под руководством д. и. н., профессора, ведущего научного сотрудника Е. Б. Рашковского (2007).
3. Обучение в центре повышения квалификации и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к образовательному процессу в высшей школе в условиях модернизации высшего образования», Пенза, 2014.
4. Обучение в центре повышения квалификации и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» по программе «Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза», Пенза, 2017 г.
5. Обучение в центре повышения квалификации и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» по программе "Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья", Пенза, 2017 г.
6. Обучение в центре повышения квалификации и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» по программе "Социальная работа в системе социальных служб", Пенза, 2018 г.

 

Монографии:
1. Тагор Дебендронатх. Автобиография. Перевод с английского, вступительная статья, примечания Т. Г. Скороходовой. М.: Институт Востоковедения РАН, Центр индийских исследований, 2007. 312 с. (19,5 п. л.)
2. Раммохан Рай, родоначальник Бенгальского Возрождения (опыт аналитической биографии). – СПб.: Алетейя, 2008. 372 с. (22,7 п. л.).
3. Бенгальское Возрождение. Очерки истории социокультурного синтеза в индийской философской мысли Нового времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. — 320 с. (Orientalia). (20 п. л.)
4. Бенгальское Возрождение. Историко-философский анализ. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 468 с. (29,25 п. л.).
5. Младобенгальцы. Очерки истории социальной мысли Бенгальского Возрождения (Первый период, 1815—1857). — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. — 320 с. (Серия «Orientalia»). (20,8 п. л.)
6. Философия Раммохана Рая. Опыт реконструкции. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. — 416 с. (Серия «Orientalia»). ISBN 978-5-85803-518-3


Статьи в академических журналах:
1. Религиозный гуманизм Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2008. № 8. С. 158–168 (1 п. л.). http://elibrary.ru/item.asp?id=11130897
2. Концепции Бенгальского Ренессанса в индийской научной литературе 1940–1980-х гг. // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2008. № 4. С. 178–186 (1 п. л.). http://elibrary.ru/item.ash?id=11137206
3. Традиция в интерпретации мыслителей Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2008. № 12. С. 130–140. (1 п. л.)
4. Историческое сознание Бенгальского Возрождения (историко-философский анализ) // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2009. № 1. С. 76–87 (1 п. л.).
5. Понимание Другого в философии Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 141 151. (1 п. л.).
6. Истоки реформаторской мысли Раммохана Рая (Предисловие к переводу) // Вопросы философии. 2010. № 11. С. 150 158.
7. К 70-летию Евгения Борисовича Рашковского // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2010. № 4. С. 209 215. (0,3 п. л.)
8. Феномен Рабиндраната Тагора в контексте Бенгальского Ренессанса (к 150-летию со дня рождения) // Вопросы философии. 2011. № 5. С. 146–156. (1 п. л.)
9. “Паломничество в страну Запада” в опыте мыслителей Бенгальского Ренессанса // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 163–173. (1 п. л.)
10. Востоковедное значение трудов А. В. Меня: индологические аспекты // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2011. № 5.
С. 116–125. (0,9 п. л.)
11. История Индии в философском контексте: Сурендронатх Банерджи // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 134–143.
12. Ислам как другая религия в герменевтическом опыте мыслителей Бенгальского Возрождения // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2012. № 6. С. 91–101 (1 п. л.).
13. Секуляризм и религиозный радикализм в социополитической эволюции Индии (Методолого-индологические размышления над книгой Д. Б. Абрамова) // Мировая экономика и международные отношения. 2013, № 4, c. 121–128 (1 п. л.).
14. Англофильство бенгальских интеллектуалов: путь к себе от признания Другого // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 118–128 (1 п. л.).
15.Верующим в единого истинного Бога: веданта в интерпретации Раммохана Рая // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 128-137. 
16. [Рецензия] Dasgupta Subrata. The Bengal Renaissance: Identity and Creativity from Rammohun Roy to Rabindranath Tagore. 2nd impression. New Delhi, Permanent Black, 2012. 280 p. // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2014. № 2. С. 195–199.
17. Феномен “открытия Индии” в социальной мысли Бенгальского Ренессанса // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 189–200.
18. Этический монотеизм versus индуистский политеизм: интерпретация Иша-упанишады в религиозной мысли Раммохана Рая // Вопросы философии. 2016. № 4. С. 129–139.
19. Триалог индуизма – ислама – христианства в сознании мыслителей Бенгальского Ренессанса: процесс и результаты // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2016. № 2. С. 73–83 (1 п. л.)
20. К постижению интеллектуальной истории Индии: “Исследование индусской философии” Бонкимчондро Чоттопаддхая // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 159‒ 166.
21. Открытие индийской истории в общественной мысли Бенгальского Возрождения // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Выпуск 59. М.: ИВИ РАН, 2017. С. 291–306.
22. Понимание индийской философской традиции мыслителями Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 161–172.
23. Проблема “Восток – Запад” в социальной мысли Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2017. № 12. С. 147–158.
24. Жизнь, творчество и бессмертие: эсхатология в философской мысли Дебендронатха и Рабиндраната Тагоров // Вопросы философии. 2018. № 4. С. 131–142.
25. Генезис индийской философии Нового времени в эпоху Бенгальского Возрождения // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2017. № 3. С. 94–105
26. Понимание буддизма в общественной мысли Бенгальского Возрождения // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2018. № 2. С. 71–82
27. Морализаторство как феномен мысли и культуры Бенгальского Ренессанса // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2018. Вып. 63. С 77–95.
28 «Нам нужно пользоваться словом “ведантисты” вместо “индусы”»: интерпретация истории индийской философии в трудах Свами Вивекананды // Вопросы философии. 2019. № 1. С. 184–195.
29. Философия возрождения Индии: социальная мысль Свами Вивекананды в «Лекциях от Коломбо до Алморы» // Восток (Oriens). Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 3. С. 104–121. DOI: 10.31857/S086919080004705-2
30. Понимание Востока в общественной мысли Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2019. № 11. С. 200–211. DOI: 10.31857/S004287440007364-5

Список публикаций на E-library:
1. Эпоха Бенгальского Возрождения: история социокультурного синтеза // Индийские исследования в странах СНГ. Материалы научной конференции. М., ИВ РАН, 2007. С. 174–190 (1 п. л.).
2. Христология эпохи Бенгальского Возрождения // В Индию духа…: Сборник статей, посвящённый 70-летию Ростислава Борисовича Рыбакова. Институт востоковедения РАН. М.: Восточная литература РАН, 2008. С. 338–354 (1,2 п. л.).
3. Бенгальский Ренессанс как феномен национально-культурного возрождения: методология историко-философского исследования // Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 7-10 февраля 2007 г. / Сост. и отв. ред. С.В.Пахомов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 291-301 (0,5 п. л.).
4. Два Ответа на британский Вызов: «брахманское возрождение» и Бенгальский Ренессанс // Религиоведение. 2008. № 1. С 77–87 (1 п. л.).
5. Социальная мысль Бенгальского Возрождения: проект гражданского общества // Вестник Томского государственного университета. 2008, № 316. ноябрь. С. 40–48 (1 п. л.)
6. Социокультурный проект Бенгальского Возрождения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. № 2. 2008. с. 13–23 (1 п. л.).
7. Либерализм и консерватизм в философии Бенгальского Возрождения // Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 7-10 февраля 2008 г. / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. С. 214–221 (0,5 п. л.).
8. Рой Раммохан // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. Ин-т философии РАН. – М., Восточная литература; Академический проект, Гаудеамус, 2009. С. 684–687.
9. Из истории индийской социологической мысли: наследие Бенгальского Возрождения // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Общественные науки. № 12 (16). Пенза, 2009. С. 31–40.
10. Понимание христианства как Другой религии в эпоху Бенгальского Возрождения // “Va, pensiero, sull’ali dorate”: Из истории мысли и культуры Востока и Запада. Сборник статей к 70-летию Евгения Борисовича Рашковского / Отв. ред. Т. Г. Скороходова.– Москва, Центр книги Рудомино, 2010. С. 76 95.
11. Методология исследования проблемы понимания Другого и диалога в незападных модернизирующихся обществах (на примере Бенгальского Возрождения) //Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 4 / Отв. редактор С.В.Пахомов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. с. 87 105.
12. Понимание Другого и диалог в Бенгальском Возрождении: методологическая модель // Идеалы. Ценности. Нормы. VI Международная научная конференция по востоковедению (Торчиновские чтения) 3–6 февраля 2010. С.-Петербург: СПбГУ, 2010. С. 209–216.
13. Особенности интерпретации традиционного текста мыслителями Бенгальского Возрождения // Шабдапракаша. Зографский сборник I. Под ред. Я. В. Василькова и С. В. Пахомова. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 267 278.
14. Философия образования Рабиндраната Тагора (К 150-летию со дня рождения) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. № 23. Пенза, 2011. С. 63–71.
15. Соловьёвская траектория в востоковедной науке: индологические труды о. Александра Меня // Соловьёвские исследования. Вып. 1 (29). 2011. С. 62–76. (1,1 п. л.)
16. Реализм versus утопизм: социально-философские размышления Рабиндраната Тагора и Семена Франка // Исторический журнал: научные исследования. 2012. № 2 (8). С. 92-102.
17. Философское освоение библейского наследия: индо-российские параллели XIX – XX веков // Культура и искусство. 2012. № 3. С. 38 45.
18. Возможен ли диалог? «Разговор миссионера с тремя китайскими обращёнными» Раммохана Рая // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 6. Отв. редактор С. В. Пахомов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. С. 119–127.
19. Проблема социального развития: реалистический подход С. Л. Франка // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. № 27. Пенза, 2012. С. 125–130.
20. Новая «стыковая» культура XIX – начала XX века в восточной субэкумене: происхождение и содержание (на примере Бенгальского Возрождения) // Культура и искусство. 2012. № 6 (12). С. 18–26.
21. Другой в традиции индуизма и философии Бенгальского Возрождения: опыт сопоставления // Зографский сборник. Вып. 3. Отв. ред. Я. В. Васильков. СПб.: МАЭ РАН, 2013. С. 191–207.
22. Востоковедное знание в системе гуманитарного образования: размышления преподавателя вуза // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 4. С. 374–381.
23. Рождение идеи индийской истории (к пониманию «Краткого очерка древних и современных границ и истории Индии» Раммохана Рая) // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 5. С.506–521. 
24. Skorokhodova Tatiana G. Oneself as Another: The Bengal Renaissance Thinker in a Dialogue with the West // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия».2014. № 1. С. 76–86.
25. Я-сам как Другой”: мыслитель Бенгальского Ренессанса в диалоге с Западом // Философия и культура. — 2014. – № 4. – С. 563-573. 
26. Феномен Рамакришны Парамахамсы и формирование неоиндуизма в Бенгалии // Исторический журнал: научные исследования. 2014. № 3 (21). С. 313–323.
27. Религиозный опыт лидеров общества «Брахмо Самадж» и философская мысль Бенгальского Ренессанса // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 7. / Отв. редактор Т. Г. Туманян. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2013. С. 103–117.
28. Выбор веры в религиозном гуманизме Бенгальского Возрождения // Вера. Мысль. Выбор. По материалам Зёрновских конференций 2012–2013 гг.: «Философская мысль и религиозный опыт», «Свобода в выбор веры в истории мировых религий». М., Центр книги Рудомино, 2014. С. 202–220.
29. Духовные искания индийской интеллигенции и универсализация индуизма // Культура и искусство. — 2015. – № 2. – С.122-132.
30. Диалогическая герменевтика как метод понимания Другого в философии Бенгальского Возрождения // Культура и искусство. — 2015. - № 4. - С.373-383. 
31. Модернизация, развитие и свобода: Амартья Сен и наследие Бенгальского Возрождения Цивилизации / Институт всеобщей истории РАН. – М. : Наука, 1992 – Вып. 10: Модернизация и цивилизационные вызовы XXI века / отв. ред. А.О. Чубарьян; [сост. О.В. Воробьева]. – 2015. С. 215–242.
32. Истоки неоиндуистской мысли: образ индуизма в трудах Бонкимчондро Чоттопаддхая // Исторический журнал: научные исследования. 2015. № 4. (28). С. 503–514
33. Skorokhodova Tatiana G. The Bengal Renaissance: Idea, Term and System of Symbolical Description // Modern Research Studies: An International Journal of Humanities and Social Sciences. December 2015. Volume 2. Issue 4. P. 738–768
34. Дети и диалог: философия и практика школьного образования Рабиндраната Тагора // Педагогика и просвещение. — 2015. - № 4. - С.394-404. 
35. Методология реконструкции философии индийских мыслителей Нового времени (на примере философии Раммохана Рая) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2016. № 4. С. 28–35.
36. Истина, ценности и диалог: отношения цивилизаций Европы и Индии в философской интерпретации Рабиндраната Тагора // Философские перекрёстки взаимодействия цивилизаций: Культура и ценности. Сборник материалов международной конференции, Москва. М.: РУДН. 2016. C. 41–64.
37. Феномен проблематичного мыслителя в Бенгальском Ренессансе // Культура и искусство. — 2017. – № 3. – С.117-131. DOI: 10.7256/2454-0625.2017.3.17365.
38. Образ индийской философии в трудах Бонкимчондро Чоттопаддхая // Вестник РУДН. Серия Философия. 2017. Vol. 21. №. 4. С. 534—545. DOI: 10.22363/2313-2302-2017-21-4-534-545
39. Skorokhodova, T.G. Creating of Hinduisms Image in Religious-Philosophical Thought of the Bengal Renaissance // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2018. Т. 22. № 1. С. 18—29. doi: 10.22363/2313-2302-2018-22-1-18-29
40. Концепция индийской истории Джодунатха Шоркара: Итоги развития исторического сознания в эпоху Бенгальского Возрождения // Профессиональная историография и историческая память: опыт пересечения и взаимодействия в сравнительно-исторической перспективе / Под ред. О. В. Воробьёвой, О. Б. Леонтьевой. М.: Аквилон, 2017. С. 181–202
41. Tatiana G. Skorokhodova
Phenomena of Religious Consciousness in the Genesis of Neo-Vedantism: Understanding in the Study of Bengal Renaissance Philosophical Thought // Studia Religiologica, 2017, Tom 50, Numer 4, s. 321-334 DOI 10.4467/20844077SR.17.020.8461 Data publikacji online: 2018 http://www.ejournals.eu/Studia-Religiologica/2017/Numer-50-4-2017/art/11677/
42. Герасим Лебедев, Раммохан Рай и начало Бенгальского Возрождения: опыт сопоставления // Mitrasampradānam. Сборник научных статей к 75-летию Ярослава Владимировича Василькова. — СПб.: МАЭ РАН , 2018. — С. 639–657
43. «Диалоги об индусской философии» Кришномохана Банерджи: история мысли в интерпретации индийского христианина // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2018. Т. 22. № 4. С. 455—467. DOI: 10.22363/2313-2302-2018-22-4-455-467
44. «Религия Человека»: духовный опыт, свобода и традиция в философии Рабиндраната Тагора // Ориенталистика. 2019;2(2). С. 375–396. DOI: 10.31696/2618-7043-2019-2-2-375-396

Переводы:
1. «Залётные птицы» Рабиндраната Тагора: Лакуны русского перевода // Известия Пензенского государственного педагогического университета им В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. № 9. Пенза, 2008. С. 52–54 (0,3 п. л.).
2. Рай Раммохан. Дар верующим в единого Бога. Перевод с английского, примечания Т. Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2010. № 11. С. 159 168.
3. Банерджи Сурендронатх. Исследование индийской истории. / Перевод с английского Т. Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 144–156.
4. Рай Раммохан. Разговор миссионера с тремя китайскими обращёнными / Перевод с английского Т. Г. Скороходовой // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. Вып. 6. Отв. редактор С. В. Пахомов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. С. 128–130.
5. Маколей Т. Б. Заметка об образовании // Скороходова Т. Г. Младобенгальцы. Очерки истории социальной мысли Бенгальского Возрождения (Первый период, 1815—1857). — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. С.
6. Раммохан Рай. Краткий очерк древних и современных границ и истории Индии / Пер. с англ. Т. Г. Скороходовой // Исторический журнал: научные исследования. — 2013. – № 5. – С.513–521.
7. Раммохан Рай. Краткое изложение веданты. Перевод и примечания Т. Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 138–150.
8. Раммохан Рай. Иша-упанишада / Перевод с английского и комментарии Т. Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2016. № 4. С. 140–149.
9. Бонкимчондро Чоттопаддхай. Исследование индусской философии (Перевод с английского) // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 167‒ 174
10. Раммохан Рай. Заповеди Иисуса, ведущего к миру и счастью. Введение (Перевод с английского) // Скороходова Т. Г. Философия Раммохана Рая. Опыт реконструкции. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. С. 380–382.
11. Раммохан Рай. Универсальная религия. Религиозные наставления, основанные на священных текстах (Перевод с английского) // Скороходова Т. Г. Философия Раммохана Рая. Опыт реконструкции. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. С. 386–389.
12. Раммохан Рай. Письмо Роберту Дэйлу Оуэну (Перевод с английского) // Скороходова Т. Г. Философия Раммохана Рая. Опыт реконструкции. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. С. 402–403.
13. Свами Вивекананда. Ведантизм. Перевод и примечания Т. Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2019. № 1. С. 195–203
14. Свами Вивекананда. Письмо из Иокогамы 10 июля 1893 г. Перевод и примечания Т.Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2019. № 11. С. 212–214. DOI: 10.31857/S004287440007364-5

Учебные пособия:

1. Методология и современные проблемы социальных наук. Пенза: ПГУ, 2014.
2. Philosophy. Part 1. The History of Philosophy. Пенза: ПГУ, 2014.
3. Philosophy. Part 2. Areas of Philosophical Knowledge. (Учебно-методическое пособие) Пенза, Издательство ПГУ, 2015. 172 с.

 

Контактная информация:  Эл.почта: skorokhod71@mail.ru 


Информация из газеты "Пензенская правда" от 12.04.2011 г.


 

Дата создания: 25.02.2013 18:32
Дата обновления: 06.03.2020 09:24